Моторно осевые подшипники тяговых электродвигателей тепловозов и электровозов.
Виды моторно осевых подшипников ( вкладышей МОП ) завода Автолитмаш:
Моторно осевые подшипники для тяговых электродвигателей электровозов (ГОСТ17711-93)
Моторно осевые подшипники для тяговых электродвигателей тепловозов (ГОСТ 613-79)
Применение моторно осевых подшипников
Моторно-осевые подшипники (вкладыши МОП) представляют собой динамически нагруженные узлы трения, один из основных узлов электровозов и тепловозов. От них в значительной степени зависит эксплуатационная надежность, межремонтные пробеги, объем технического обслуживания, ремонт всего колесно-моторного блока и безопасность движения поездов в целом, Принцип работы моторно-осевых подшипников основан на том, что в начальный период происходит сухое жесткое и смешанное трение бронзы о сталь колесной пары локомотива.
Причины непланового ремонта колесно-моторного блока локомотивов:
низкая несущая способность масляного клина вкладыша
недостаточная подача смазки в зону трения, низкая несущая способность масляного клина вкладыша
перегрев и задиры вкладышей моторно-осевых подшипников (вкладышей МОП )
Особенности материалов моторно-осевых подшипников
Моторно-осевые подшипники тепловозов представляют собой литую монометаллическую массивную деталь, изготовленную из бронзы марки БрО4Ц4С17. Особенности работы предъявляют высокие требования к применяемому материалу по антифрикционным свойствам. Основным легирующим компонентом, который обеспечивает минимальный износ и высокую задиростойкость, является свинец. Цинк и олово вводятся в сплав для обеспечения прочности. Работа моторно-осевых подшипников происходит в условиях значительных ударных нагрузок, что предусмотрено конструкцией локомотивов. Так, при массе в 3100 кг наиболее распространенного на тепловозах тягового электродвигателя марки ЭД-118 половина его является неподрессоренной и передает динамические воздействия от неровностей рельсового пути, а также при вписывании в кривые участки и на стрелочных переводах непосредственно на ось колесной пары через вкладыши МОП.
Производство моторно-осевых подшипников.
В связи с резким снижением централизованных поставок чистых цветных металлов и сплавов на всех тепловозоремонтных заводах отрасли и во многих локомотивных депо развернуто собственное литейное производство моторно-осевых подшипников. Однако нехватка чистых цветных металлов для формирования шихты для литья, стремление к экономии дефицитных компонентов, и в первую очередь олова и свинца, отсутствие на предприятиях системы МПС и вне ее научно обоснованных рекомендаций по допустимой замене компонентов, многочисленные нарушения технологии приводят к появлению в сплаве моторно-осевых подшипников вредных примесей, отрицательно влияющих на свойства изделий, изготовленных в последующем из этого литья. Качество материала таких вкладышей МОП резко отличается в худшую сторону от требований ГОСТа. Вместе с тем особенностью применения вторичной бронзы на железнодорожном транспорте является их использование в производстве деталей, непосредственно обеспечивающих безопасность движения поездов.
В соответствии с заключением ВНИИЖТ входной контроль сырья, тщательная сортировка по маркам бронзы, спектральный экспресс анализ и дошихтовка во время плавки с целью получения соответствующего ГОСТу химического состава бронзы и латуни позволяют в условиях серийного производства завода Автолитмаш производить качественные моторно-осевые подшипники тяговых двигателей тепловозов (ГОСТ 613-79) и моторно-осевые подшипники электровозов (ГОСТ17711-93)
|